История школы
История нашей школы
Село Кеданда имеет давнюю и своеобразную историю. Старожилы села, Томские, согласно легенде, - выходцы из Томской губернии, которые обосновались на данной территории ещё в XVI веке.
Населенный пункт существует с 1925 года. Кеданда расположена в Вилюйском улусе (на стыке границ Верхневилюйского и Вилюйского улусов). Село находится в 28 километрах от центра улуса и в 5-ти километрах от трассы Федерального значения Якутск-Мирный.
В 30-е годы был организован колхоз «Первое Мая», позже – имени Андреева.
В годы укрепления колхозов в 1951 г. в с. Кеданда переселены жители ТеІюргестяхского наслега. Ныне органично переплелись корни кедандинцев и теІюргестяхцев. Сельчане гордятся именами своих земляков: Чиряева Г.И. – государственного и партийного деятеля, Томского И.Е. – доктора экономических наук, Чиряева К.С. – этнопедагога, академика; журналиста Томского С.К.
Важным событием в жизни села стало открытие начальной школы. В 1971 году построено типовое здание начальной школы. На базе этой школы работали районная вспомогательная школа, детский сад и общеобразовательная начальная школа.
В 1990 году по настоянию родителей и общественности села начальная школа была реорганизована в неполную среднюю школу, которая стала социокультурным центром села. Объединив вокруг себя сельский социум, педколлектив разработал «Проект выживания якутской сельской общины», основным методом которого стал «empowerment» (этот термин означает помощь людям в знании и использовании всех своих возможностей). Работа по проекту имеет свои положительные результаты: был построен и открыт музей Г.И.Чиряева; построена дополнительная площадь под мастерскую, четырёхквартирное учительское общежитие; отремонтирован тµґµлгэ; построены и введены в строй музей-балаган, сельская библиотека.клуб; пристроен тёплый туалет к школе. Село имеет удобную транспортную схему, полностью газифицировано.
Семьи, живущие в маленьких сельских поселениях, предпочтут отдать своих детей в местную маленькую школу, чем подвергать их ежедневной опасности перевозки. Родители имеют возможность эффективно контролировать образование, направлять его самым непосредственным образом – и физически, и финансово, и организационно, и «по любви» - участвовать в нем.
За 20 лет деятельности в формате основной школы:
всего выпускников -123, из них полную среднюю школу закончили - 116
Из них поступили в школы повышенного уровня – 44 - 37 %
Из них не доучились в школах повышенного уровня – 13 – 29%
Из 116 выпускников поступили в ссузы и вузы 86 – 74%
Не доучились в ссузах и вузах 9 – 10%
получили, получают образование:
Ссузы – 27 23 %
Вузы – 51 44 %
Всего – 68 67%