Оформление научной работы

01.01.2017

              Оформление научной работы также важно, как и публичное выступление. Все это - неотъемлемые компоненты НИР. Оформление научной работы способствует:

- социализации школьника: единые требования к оформлению приучают ребенка жить по правилам, принятым в обществе;
- вырабатыванию аккуратности, внимательности;
- правильное, красивое оформление развивает эстетические качества личности.
Школьник должен сознавать, что правильное оформление обязательно. Оно способствует верному восприятию, правильному пониманию, четкости мысли. Научная работа пишется для того, чтобы ее читали другие. Она рассчитана на то, что ее будут изучать. Поэтому все научные исследования должны иметь общие критерии оформления. Только в этом случае удастся избежать двусмысленности и облегчить, упростить восприятие. Если человек пишет работу только для себя, он может писать ее как угодно. Но если он рассчитывает, что его исследование будет прочитано, изучено и внесет свой вклад в научный и культурный мир, то он должен придерживаться общих правил оформления, принятых в научном мире. Наверняка школьник, занимающийся НИР, продолжит обучение в ВУЗе, где предъявляются строгие требования к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. Лучше, если школьник заранее выработает привычку правильно оформлять работу. Кроме того, если исследование участвует в конкурсе, неправильное оформление может существенно понизить шансы на успех. Обычно итогом НИРШ является реферат. Реферат долен обязательно иметь титульный лист, план (второй лист), введение, разбивку на главы, заключение, список используемой литературы и источников, систему сносок. Итак, работа должны выглядеть, примерно, следующим образом:

 

·         Титульный лист должен содержать ведомственную принадлежность учебного заведения, название учебного заведения, ФИО учащегося - автора работы, ФИО научного руководителя, тему работы, год, когда была написана работа.

·         План или оглавление содержит главы и параграфы (если параграфы есть), приложения и проч. План должен давать полное представление о структуре работы.

·         Введение не имеет номера, так как не является главой. Обычно это 2-3 страницы.

·         Главы имеют нумерацию и название, могут делиться на параграфы. Каждая глава начинается с нового листа.

·         Заключение. Обычно 1-2 страницы.

·         Список источников и литературы. Содержит всю используемую и цитируемую в работе литературу и источники. Источники и литература должны иметь сплошную нумерацию и правильное оформление. По ГОСТу на 2008 оформление имеет следующий вид:

Александров, Д.Н. Феодальная раздробленность Руси [Текст]: монография /Д.Н.
Александров. – М.: Экслибрис-Пресс, 2001.- 480 с.
Енуков, В.В. Курская волость как модель эволюции малых структурных элементов древнерусской государственности [Текст] /В.В. Енуков // Вестник ВГУ. - № 1. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. Ун-та, 2005. – С. 333-337.

Но оформление для школьного исследования может иметь и более произвольный вид. Достаточно указать ФИО автора, статью, год и место издательства, а также страницы, если это статья.

Например: Ляпин Д.А. Духовенство г. Ельца в XVI-XVII вв. //Собор: альманах религиоведения. Вып. 3. Елец, 2003. С. 204-214;

Глазьев В.Н.Власть и общество на Юге России в XVII веке. Воронеж, 2001.
Важно, чтобы школьник умел отделить источник от литературы. Литература – это конкретная книга, монография или статья, материалы которой использовались, и на которую в работе имеются ссылки. Источник - это письменный документ, результаты анализа которого использовались в работе. Но источником может быть и конкретный предмет (например, археологическая находка). Часто в работе используют Интернет-ресурсы. Это вполне допустимо, но не освобождает автора от обязанности ставить сноску на Интернет. Обычно она выглядит следующим образом:
Морозов Г. «Голубые каски»: миротворчество ООН или импровизации? http://www.gisasp.ru/obj/main.php. (дата обращения - 2 сентября 2008 г.)
Приложение обычно содержит карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстрации и проч.
Сноски должны быть обязательны при прямом цитировании или косвенном упоминании любого источника и литературы. Не допустимо брать сноску из другой работы. В сносках обязательно указываются страницы на книгу или статью. Существует много систем сносок. Выбор системы не принципиален. Учитель может выбрать систему сносок, просмотрев несколько любых научных изданий.

Правила оформления исследовательских работ

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Теоретические методы исследования
2. Экспериментальные методы исследования.
3. Обобщение данных и предложенные выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно–исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитее у них исследовательского типа мышления.

1.Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию( можно предложить проблему, которая не охвачена школьной программой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность(более конкретная узкая область исследований).

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.Хочу такой сайт

2.Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3.Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

* быть проверяемой;
* содержать предположение;
* быть логически непротиворечивой;
* соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

4.Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

* выявить...;
* установить...;
* обосновать...;
* уточнить...;
* разработать....

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5.Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

6..Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

* текст научного сочинения;
* статья, тезисы;
* доклад, сообщение;
* отчет;
* электронная презентация.

Приведем основные требования к их оформлению:

* по содержанию:
* обоснование актуальности темы;
* главный тезис;
* аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
* основные выводы;

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме.
Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части.
В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования, и описываются его результаты.

Начинается оформление итогов научной работы с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя( образец титульного листа смотри).
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.
Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объём введения небольшой обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка.

Правила оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга одного и более авторов:
1.Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.
2.Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.
3.Госс, В. С, Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.
Сборник с коллективным автором:
Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей / сост. О. С. Орлов. ~ Великий Новгород-РИС, 2000. - 180 с.
Статья из газеты и журнала:
Михайлов, Г. С. Психология принятия решений //журнал прикладной психологии. -2001. -№ 5. - С. 2-19.
Статья из энциклопедии и словаря:
Бирюков, Б. В., Гастев, Ю. А., Геллер, Е. С. Моделирование // БСЗ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995. -С. 50-51.
Статья из интернета:
http://www.encyclopedia.com/ -энциклопедия, статья о влиянии звуков на человека;

http://freesoft.org/CIE/ - энциклопедия, англо-говорящие страны

http://mega.km.ru/ - мега энциклопедия КМ, определение скорости падающего тела;
Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

* размещаются после библиографического списка;
* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

* в круглых скобках;
* подстрочно (оформляются как сноски);
* после параграфов или глав.
Что может быть примечанием?

* Определение терминов или устаревших слов.
* Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
* Перевод иностранных слов и предложений.
* Пояснения основного текста.
* Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

7. Защита результатов исследования.

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Просмотров всего: , сегодня:

Контакты

678206, Республика Саха(Якутия), Вилюйский район, с.Кюнде, ул.Юбилейная 9

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(41132)26-1-14, 8(41132)26-1-54